Интернет-магазин автозапчастей "АВТОКРАМ"
ВРЕМЯ РАБОТЫ

ПН - ПТ
09:00 - 19:00

Масляная Симфония.

«Не в совокупности ищи единства,

Но более – в единообразии разделения» - К.Прутков.

выбор моторного масла

Почему «Масляная Симфония»? Да потому, что хаотическое нагромождение моторных масел на авторынке, мы, автомагазин Автокрам, попытаемся как-то трансформировать в полезную систематизированную информацию, сделав акценты на наиболее важных критериях и свойствах моторных масел. Ведь самостоятельно разобраться в изобилии моторных масел бывает затруднительно.

Для правильного понимания проблемы совершим небольшой экскурс в теорию вопроса. Моторное масло очень важный элемент в конструкции двигателя. От него зависит долговечность двигателя в целом. Смазка деталей, защита от износа, отвод продуктов износа из зоны трения, защита от коррозии двигателя, охлаждение пар трения, снижение токсичности, экономия топлива, шумность работы двигателя – задачи, поставленные моторному маслу автопроизводителями, разнообразны. Для придания всех этих свойств маслам производители смазочных материалов вынуждены использовать разные рецептуры и технологии в производстве моторных масел.

По химическому составу основы базовых масел делятся на минеральные (нефтяные) и синтетические. Синтетические масла производятся так же на основе нефтепродуктов, но с последующей очисткой органическим синтезом. При использовании технологии доочистки базового сырья органическим синтезом можно получать разные соединения. Они могут сильно отличаться по своему составу и свойствам. ПАО, силиконы, сложные эфиры, гликоли, гидрокрекинг, а так же их смеси в различных пропорциях – виды синтетических масел, произведенных с использованием технологии доочистки органическим синтезом. Синтетические масла пришли на рынок с появлением высокофорсированных двигателей, конструкция которых требовала применение моторных масел с высокой температурной вязкостью. Использование минеральных моторных масел в таких двигателях было невозможно, т.к. они не имели необходимых высокотемпературных свойств. Большинство современных масел основано на смеси нескольких базовых масел. Такие смеси позволяют убрать недостатки отдельных групп базовых масел.

Наиболее важными свойствами, которыми должно обладать масло это – вязкостно-температурные, антикоррозионные, моющие, антиокислительные, противоизносные и др.

  • Температура моторного масла в двигателеВязкость - основной показатель характеризующий масло. Сопротивление жидкости внешнему воздействию – свойство, характеризующее способность масла образовывать масляную пленку, разделяющую рабочие поверхности деталей, снижая трение, а значит уменьшая износ трущихся пар. Температурный диапазон применения масла определяется изменением вязкости моторного масла в зависимости от температуры. Чтобы обеспечить запуск холодного двигателя при низких температурах (проворачивание стартером двигателя и прокачивание насосом масла по системе смазки) масло должно иметь достаточную текучесть. Нужно понимать, что при каждом запуске двигателя в холодное время года, резко возрастает трение и износ. Это связано с тем, что при каждом запуске двигателя некоторое время мотор работает в условиях «масляного голодания». Чтобы масляный насос быстро прокачал моторное масло по системе смазки, и оно быстро поступило ко всем трущимся поверхностям, масло должно обладать хорошей текучестью при низких температурах. Посему, чем масло более текуче, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и быстрее сможет обеспечить защиту двигателя. Этот параметр масла обозначается цифрами перед буквой W и имеет вид 0W, 5W, 10W, 15W. Чем ниже цифра, тем ниже кинематическая вязкость масла, а значит, масло обладает лучшей текучестью в холодном состоянии. А при высоких температурах на горячем двигателе, наоборот, должно иметь достаточно высокую кинематическую вязкость, чтобы создавать надежную масляную пленку в парах трения на горячем двигателе. Этот параметр обозначается цифрами после буквы W и имеет вид W20, W30, W40, W50. Чем выше цифра, тем выше кинематическая вязкость горячего масла. Вязкостно-температурные свойства определяются кинематической вязкостью при 0°С и 100°С, температурой застывания и величиной индекса вязкости, характеризующего степень изменения вязкости масел в зависимости от температуры. Кинематическая вязкость указывает на текучесть масла.
  • Антикоррозионное - защитное свойство масла, предохраняющее элементы двигателя от коррозии агрессивными веществами и способность масла нейтрализовывать агрессивное воздействие серы, содержащееся в дизельном топливе.
  • Способность образовывать в парах трения защитную пленку, разделяющую от непосредственного контакта рабочих поверхностей деталей двигателя, в условиях больших нагрузок, вызывающих задир, сваривание, схватывание, усталостные разрушения и другие виды повышенного износа деталей, характеризуют противоизносные и противозадирные свойства масла.
  • Моющее (диспергирующее) свойство масла это способность очищать поверхность деталей и препятствовать образованию отложений и загрязнений, в первую очередь в цилиндропоршневой группе деталей.
  • Стабильность - характеризует способность масла противостоять окислению и окислительной полимеризации, т.е. образованию в масле кислых коррозионных агрессивных продуктов, а так же нерастворимых продуктов окисления, отлагающихся на деталях в виде нагара, лака, шлама. Образование нерастворимых продуктов ведет к загрязнению двигателя, вызывает пригорание поршневых колец, забивание масляных каналов и фильтров.
  • Температура вспышки и испаряемость характеризуют фракционный состав моторного масла. Масла с большим содержанием легких фракций имеют повышенную испаряемость NOACK. Температура вспышки это способность конденсированных паров вспыхивать над поверхностью вещества. Низкая температура вспышки масла так же свидетельствует о высоком содержании легких фракций. Угар моторного масла в полностью исправном двигателе можно описать, как естественный процесс, вызванный характерным составом масла. Чем выше испаряемость масла и чем ниже температура вспышки масла, тем больше угар.

Для улучшения эксплуатационных свойств моторных масел в базовые масла вводят специальные присадки, меняющие характеристики основы. Присадки по своему действию делятся на группы:

  • Вязкостные – улучшающие вязкостно-температурные свойства масел.
  • Депрессорные – понижающие температуру застывания масла.
  • Антиокислительные – препятствующие образованию в работающем масле продуктов окисления.
  • Антикоррозионные – образующие на поверхности деталей защитную пленку.
  • Моющие – удерживающие продукты загрязнения масла во взвешенном состоянии.
  • Противопенные – предотвращающие вспенивание масла.
  • Многофункциональные – комплексные, улучшающие одновременно несколько эксплуатационных свойств масла.

Моторное масло очень важный продукт для двигателя автомобиля. К некоторым видам масел выдвигают еще дополнительные требования такие, как антифрикционность, влагостойкость, благоприятные реологические свойства и прочее. Кроме всего, к современным маслам предъявляют специальные требования и крупнейшие мировые производители автомобилей. Спец требования обусловлены особенностями конструкции двигателя и применяемыми материалами. Рынок моторных масел огромен. Разобраться в этом ассортименте затруднительно даже автопроизводителям.

«Если бы вся вселенная обратилась в одно государство, то как не установить повсюду одинаковые законы» - К.Прутков.

С 1911 года начались попытки как-то классифицировать моторные масла Американской Ассоциацией автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers , SAE). В то время это были 100% минеральные масла и делились по категориям в зависимости от вязкости. Однако развитие двигателестроения, нефтехимии и химии смазочных материалов, а так же использование присадок в моторных маслах, радикально меняющих характеристики масел, потребовало пересмотра существующих классификаций моторных масел.

«Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия» - К.Прутков.

Появились варианты новых классификаций. Рассматривать все классификации мы не будем. Мы рекомендуем Вам рассмотреть общепринятые классификации, которыми пользуется основная масса производителей масла. Они не тестируют их на совместимость с конкретными марками двигателей, а используют уже принятые классификации SAE, API, ACEA, ILSAC.

Вязкость SAE

Вязкость масла - SAE

SAE - Сообщество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Стандартная классификация по SAE одна из наиболее старых классификаций, ей более 100 лет. Она определяет изменение вязкости в зависимости от температуры и как следствие – диапазон применения масла. Но все течет, все меняется. Хотя, вязкость – ключевой показатель качества масла, но SAE ничего не требует от масла с точки зрения его эксплуатационных свойств, т.е. автовладелец должен располагать информацией о требуемой вязкости по SAE и эксплуатационным свойствам по API и ACEA. Высококачественное современное масло должно быть как можно менее вязким. Это современный тренд. Низковязкое масло способствует повышению пусковых свойств двигателя. Обеспечивает быструю прокачиваемость масла при запуске холодного двигателя и легкую проворачиваемость подвижных элементов двигателя. Более того, задача снижения расхода топлива решается благодаря применению энергосберегающих масел малой вязкости. Жесткие требования к экологической безопасности (уровень CO2 в выхлопных газах не должен превышать 140 г/км) также решается за счет использования масел низкой вязкости. Это достигается за счет малой вязкости самого масла и использования присадок, снижающих трение. Эти два фактора приводят к снижению расхода топлива, что в свою очередь уменьшает количество вредных выбросов CO2. Запрет на прогрев двигателя автомобиля во многих европейских странах так же определяет использование низковязких масел. В современных двигателях зазоры в парах трения настолько малы, что гидродинамический принцип смазки превратился почти в граничный. Масло в этом случае является носителем присадки в зону контакта и работает не только масло, а и инновационная присадка (например, молибденовая присадка). Кроме того, работоспособность гидрокомпенсаторов зазоров клапанов, муфт изменения фаз газораспределения CVVT, гидронатяжителя цепи привода ГРМ в современных двигателях напрямую зависит от вязкости используемого моторного масла.

Меняющиеся требования к современным автомобилям в области энергосбережения, экологии определили перечень масел по SAE, которыми пользуются автопроизводители для своих авто. Это масла с вязкостью 0W-20, 0W-30. В 1997 году TOYOTA начала проводить исследования зависимости износа двигателя от снижения вязкости масла. В то время низковязких масел на рынке практически не было, а их качество было далеко от современных аналогов. Сегодня TOYOTA рекомендует моторное масло 0W-20 для всех своих автомобилей. Автоконцерн HONDA, с его приверженностью к снижению выбросов CO2 в атмосферу, не только утвердил использование масла 0W-20 для своих авто, но и задним числом разрешил использование масел 0W-20 для большинства моделей Honda, выпущенных после 2001 года.

Уже сейчас на рынке появились еще более инновационные ультра низковязкие масла с вязкостью 0W-16 и даже 0W-8. Масла SAE16 получили лицензию Американского Института Нефти API по классу спецификации SN и Международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC GF-6. Появление таких масел не случайно. Внедрение системы Start-Stop (система, сокращающая время работы двигателя на холостом ходу) позволило резко сократить количество вредных выбросов CO2 с одной стороны, но выдвинуло дополнительные требования к автопроизводителям с другой стороны. Таким автомобилям необходим быстрый и уверенный пуск двигателя в любых условиях. Это достигается за счет использования масел с низкой вязкостью. Стартеру, вращая коленвал, теперь не нужно тратить часть драгоценной энергии на преодоление сопротивления излишне вязкого масла. Многократно возросшие пуски, хронически «недогретый» двигатель в городских пробках потребовали от масла решения проблемы «масляного голодания» в моменты запуска двигателя. Применение низковязких масел с низкой кинематической вязкостью (хорошая прокачиваемость) решило и эту проблему. Уже в момент срабатывания стартера хорошая текучесть масла позволяла создать достаточное давление в системе смазки двигателя. Плюсов у маловязких масел достаточно и они очевидны. Но искать золотую середину между менее вязким маслом (при низких температурах) и более вязким (для обеспечения устойчивой масляной пленки в зоне контакта), мы предоставим разработчикам современных моторных масел. А мы должны руководствоваться рекомендациями автопроизводителей для своих конкретных авто.

Допуски API

Логотип допуска масла - API

Классификация уровням эксплуатационных свойств и по условиям применения определяет две категории масла:

  • S (service) для бензиновых двигателей.
  • C (commercial) для дизелей.

Эксплуатационные свойства в категории S подразделяются на классы от SA до SN. Современные маркировки для бензиновых двигателей - SN, для дизелей - CF. Универсальное моторное масло имеет двойную маркировку SN/CF. При выборе масла отдавать предпочтения нужно маслам самого последнего класса по классификации API. Чем вторая буква в маркировке дальше по алфавиту, тем лучше. Состав масла с низким расходом масла на угар обеспечивают масла с маркировкой не ниже SM и SN. Однако для дизелей более новые версии могут привести к повышенному образованию нагара. Для дизелей рекомендуется использовать то масло, что предписано заводом изготовителем автомобиля.

Классификация по ACEA

Допуск масла ACEA

Европейская ассоциация производителей автомобилей разработала свою классификацию моторных масел. Согласно этой классификации масла делятся на 3 класса.

  • A – для бензиновых двигателей легковых автомобилей; B – для дизельных двигателей легковых автомобилей.
  • C – для бензиновых и дизельных двигателей с каталитическими системами доочистки выхлопных газов.
  • E – для тяжелых грузовиков.

Цифры от 1 до 9, которые следуют за буквой, характеризуют уровень эксплуатационных свойств масла. Следующие цифры – год утверждения стандарта.

Европейская классификация ACEA, по сравнению с API, предъявляет к маслам более высокие требования. В Европейскую ассоциацию производителей автомобилей входят такие автогиганты, как Rolls-Royce, BMW, Rover, Volkswagen, DAF, Daimler, MAN, Iveco, Porshe, Volvo, Scania, Fiat, RVI, Ford-Europe, Renault, GM-Europe. Повышенные требования к маслам обусловлены, зачастую, удлиненными интервалами замены масла LongLife, характерными для европейской зоны, в том числе и для Украины.

ACEA для легковых автомобилей делит масло на категории:

  • A1/B1-12 – маловязкие энергосберегающие масла, снижающие трение, имеющие высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига 2,6<HTHS<3,5 для бензиновых и дизельных двигателей.
  • A3/B3-16 – стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для наиболее нагруженных двигателей (в т.ч. с турбонаддувом), для тяжелых условий эксплуатации или для увеличенных интервалов замены масла по рекомендациям производителя, HTHS>3,5.
  • A3/B4-16 – для высокофорсированных двигателей с непосредственным впрыском топлива, системой Common Rail или насос-форсунками, HTHS>3,5.
  • A5/B5-16 – маловязкие энергосберегающие масла, снижающие трение, 2,6<HTHS<3,5 для бензиновых и дизельных двигателей с продленными интервалами замены масла.

Масла с измененным пакетом присадок, рассчитанные на совместимость с трехступенчатыми катализаторами бензиновых двигателей и сажевыми фильтрами DPF дизелей, выделены в отдельный класс C. Эти масла имеют такие же категории C1, C2, C3, C4, C5, как и масла класса A/B. Основным отличием является наименьшее содержание сульфатной зольности (Low SAPS) и самое низкое содержание фосфора и серы. Изменение «рецептуры» вызвано экологическими нормами и требованиями автопрома в части лучшей совместимости со сложными системами доочистки выхлопных газов.

Допуск ILSAC

Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) основали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC - International Lubricant Standardization and Approval Committee). Рекомендации для американских автомобилей очень близки к внутрияпонским, и образование международного ILSAC разумное и логичное объединение опыта, знаний и усилий разных стран и континентов. Свою классификацию моторных масел разработал и ILSAC. Под эгидой этого комитета для бензиновых двигателей легковых авто была предложена система, разделенная на 5 классов. ILSAC GF-5, введенный в 2010 году, самый современный и самый требовательный класс, действующий сегодня.

ILSAC GF-5 классифицирует масла по:

Допуск масла ILSAC

  • Пониженной вязкости при 150°С (2,6<HTHS<2,9).
  • Малой испаряемости (по NOACK или ASTM).
  • Хорошей фильтруемости при низкой t° (испытание General Motors).
  • Низком пенообразовании (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I-IV).
  • Высокой стабильности.
  • Обязательной экономии топлива (испытание ASTM, Sequence VIA).
  • Совместимости с каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов (малое содержание фосфора).
  • Защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимость с эластомером.

ILSAC GF-5 соответствует требованиям классификации API SN с более жесткими требованиями по экономии топлива, совместимости с каталитическими системами очистки выхлопных газов, моющими свойствами, испаряемостью, к стойкостью к образованию отложений.

Новейший класс масел ILSAC GF-6 разрабатывается почти 5 лет и должны его принять уже в 2018 году. Основным отличием от существующего GF-5 будет требование по еще большей топливной экономичности. Принятие нового класса ILSAC GF-6 даст возможность производителям моторных масел выпускать масла с вязкостью менее 0W-20.

Помимо всего, существует еще и корпоративные стандарты – классификации автопрома, так называемые OEM допуски. Сначала Европа, позже США начали практиковать использование именных допусков для моторных масел. К определенным требованиям, основанным на общепринятых классификациях, автопроизводитель выдвигает собственные дополнения. Они продиктованы особенностями конструкции двигателя или материалами. К 2010 году все производители определились и разработали свои требования к моторным маслам. Эти требования выразились в спецификациях автопроизводителей – корпоративные стандарты – допуск OEM.

Как видите, долговечность деталей Вашего двигателя, расход топлива, срок службы двигателя, токсичность выхлопа, шум и многое другое напрямую зависит от правильного выбора моторного масла. А его на рынке великое множество.

Рекомендации по выбору моторного масла

  1. Ориентироваться, прежде всего, на рекомендации автопроизводителя, указанные в инструкции по эксплуатации.
  2. В современных двигателях могут применяться масла с очень сбалансированными характеристиками, которые не навредят ему (работе подшипников, деталей цилиндропоршневой группы и т.д.) и которые автопроизводитель допускает использовать в качестве одного из вариантов требуемого масла. Не все производители масла отправляют свой продукт на сертификацию и получение допуска, а просто пишут, что «масло соответствует допускам». В этом случае риски за применения допускаемого масла Вы разделите с производителем масла. Руководствуйтесь допусками автопроизводителя.
  3. В инструкции по эксплуатации (сервисной книжке) указана периодичность замены масла. Однако, производитель не знает условия эксплуатации автомобиля. А они часто бывают тяжелыми. К тяжелым условиям относят: езда по бездорожью, в пыли, езда в городском режиме с пробками и частыми остановками, езда на короткие расстояния (менее 5 км летом и 12 км зимой), езда в горной местности, езда с прицепом, длительная работа двигателя на холостом ходу, езда на предельных скоростях и т.д. В тяжелых условиях сокращайте интервалы замены масла вдвое.
  4. Масло стареет, теряет свои свойства, окисляется. В результате оно становится чересчур вязким и утрачивает термостойкость, перестает обеспечивать защиту от образования отложений на деталях двигателя. Помимо старения, масло, накапливая в себе продукты износа, превращается в абразив. Такое масло становится опасным для двигателя. Не допускайте перепробегов свыше установленных интервалов замены масла.
  5. Масло, попав в двигатель, начинает обратный отсчет времени. Большая площадь соприкосновения с воздухом и металлическими деталями двигателя ускоряет процесс окисления масла. Окислившиеся присадки начинают разрушать сальники и прокладки. Ухудшаются моющие свойства масла. Повышается кислотность в картере двигателя. Меняйте масло не реже 1 раза в год, независимо от пробега.
  6. Моторное масло, как любая техническая система, старится сначала незаметно, со временем темп старения быстро нарастает. Это происходит как в результате естественного старения и «сработки» масла, так и в результате неисправности двигателя. Прорыв картерных газов, попадание антифриза в моторное масло малыми дозами, пропуски воспламенения, разжижение масла топливом – вот некоторые из опасностей для моторного масла. Производите визуальный контроль уровня и состояния масла (цвет, запах, наличие сажи, эмульсии, лаковых отложений на щупе и маслозаливной горловине) не менее 1 раза в неделю. Не лишним будет освоить технику капельной пробы.
  7. Подбирая масло для вашего автомобиля, выбирайте наименьшую вязкость из рекомендованных автопроизводителем. Не бойтесь маловязких масел. Автопроизводители всегда указывают только минимальные стандарты (требования) качества моторного масла, ниже которого потребитель опускаться не должен. Низковязкие масла быстрее выходят на рабочую вязкость. Такое моторное масло экономит топливо при прогревах автомобиля и по достижению рабочей температуры. При низкотемпературном запуске низковязкие масла быстрее поступают во все труднодоступные места двигателя. В некоторых двигателях, оснащенных гидрокомпенсаторами, они тише работают в гидрокомпенсаторах. А в двигателях, в которых предусмотрены масляные форсунки охлаждения поршней — лучше и быстрее охлаждают горячий поршень.

Автомагазин Автокрам имеет широкий выбор моторного масла от лучших мировых производителей. А наши менеджеры подберут необходимое моторное масло для вашего автомобиля, обращайтесь!

Автомагазин запчастей autokram.com.ua

адрес

Украина г. Киев